Помощь - Поиск - Пользователи - Календарь
Полная версия этой страницы: Русский язык - 5 класс
Форумы Дома Индорил > Клуб > Наука и образование
Mandey
Вчера проверяем с женой сынулины уроки, 11 лет 5 класс. Доходим до русского языка, они там сейчас проходят разные разборы слов (не корни и суффиксы, а что-то другое не помню и к теме не относится) в частности тема пойдёт о "одушевленных" и "неодушевленных" предметах. Сына присвоил растению одушевленность, на что жена была против, а я лично как бе сказал что это спорная тема для обсуждения, по сути растения дышат, растут и размножаются (согласно схеме одушевленности), но какой-никакой интеллект там не присутствует и по урокам из 80ых всегда считались неодушевленными. Попросили сыну дать спец.тетрадочку с правилами и примерами, которую дети ведут под диктовку классного рук-ля, препода русского и лит-ры, Светланы Михайловны, лет эдак 45 отроду. И что же мы там вычитали... Сейчас будет вопрос, а в спойлере ответ, проверьте, так сказать, себя на знание СОВРЕМЕННОГО русского Изыка!!!

И так: почему слово "ТРУП" неодушевленное, а слово "МЕРТВЕЦ" одушевленное?

Потому что "ТРУП" это то, что умерло давно и СГНИЛО!!!! А "МЕРТВЕЦ" это то, что умерло недавно. ГДЕ ЛОГИКА??? А как же протоколы полиции с их "обнаружен труп м/ж, время смерти 3 часа назад"? Вот так ты прикончишь кого-то и в убийстве тебя не смогут обвинить пока мертвец не станет трупом и не сгниёт...

как то так сразу страшно становится за будущую жизню детишек... Думаю надо в школу сходить поругаться, хотя смысла нет, у них одна отговорка "весь материал идёт сверху"...
Enigo
Чёртовы некроманты, хватит мертвецов оживлять)
Mandey
кстати об этом я тоже подумал, но в слух не озвучил smile.gif, а то опять бы получил "задрот чему детей учишь"... Хотя они в майнкрафте всё время зомбей бьют каких-то...
iMagus
Цитата(Mandey @ 8th February 2016 - 9:30) *
И так: почему слово "ТРУП" неодушевленное, а слово "МЕРТВЕЦ" одушевленное?

Труп лежит неподвижный. А мертвец - это зомбяк, фактически. В сказках с кладбища возвращаются не трупы, а мертвецы.

Кроме того, существуют идеоматические обороты, когда живых называют мертвецами. Трупами гораздо реже.
Diaspad
QUOTE(Mandey @ Feb 8 2016, 10:30) *
...в частности тема пойдёт о "одушевленных" и "неодушевленных" предметах

Это вообще очень интересная тема - она отражает, как воспринимал мир древний человек и как мы воспринимаем его сегодня.
А для упражнений проще пользоваться грамматической категорией: если форма предмета в винительном падеже (кого? что?) совпадает с формой именительного (кто? что?), то это неодушевленное. А если не совпадает, то это одушевленное. Есть "плавающие" категории, когда предмет может восприниматься и как одушевленное, и как неодушевленное (микроб, например).
А если смотреть с точки зрения древнего человека, то одушевленное - это то, что больше всего напоминает человека, и человека-мужчину. Например, растения - неодушевленное, потому что одно из свойств человека - возможность самостоятельно передвигаться. Или слово "дитя" неодушевленное, потому что дети в древности не расценивались как самостоятельные человеческие единицы. В языках, где есть женский род, тоже в грамматической форме может отражаться, что женщина вроде и человек, а вроде и не совсем как человек. И так далее. Язык - зеркало мышления smile.gif

QUOTE(Mandey @ Feb 8 2016, 10:30) *
И так: почему слово "ТРУП" неодушевленное, а слово "МЕРТВЕЦ" одушевленное?

Ну тут она в объяснении немного загнула ) Все попроще. Труп может быть любой (человека или животного), а вот мертвецы, покойники, утопленники - это бывшие люди. Тут еще примешиваются старые мифологические воззрения на жизнь и смерть и особый статус умерших людей - которые вроде умерли, а вроде и не совсем и могут вернуться, если не будут произведены определенные ритуальные действия. Думаю, эта мысль детей, воспитанных на фильмах про зомби, не удивит и не испугает smile.gif

А в принципе я тут по-быстрому погуглила и нашла неплохую статью на тему:
http://rus.1september.ru/articlef.php?ID=200204103.
Князь
blink.gif Капец, у меня тоже пятиклассница племянница, я просто офигеваю с их учебников, причем не только по русскому и учителей вдобавок.
Jagenaut
Цитата(iMagus @ Feb 8 2016, 11:47) *
Труп лежит неподвижный. А мертвец - это зомбяк, фактически. В сказках с кладбища возвращаются не трупы, а мертвецы.

Кроме того, существуют идеоматические обороты, когда живых называют мертвецами. Трупами гораздо реже.


вот у меня такая же мысль прошла
Сказочник
Цитата(Diaspad @ Feb 8 2016, 11:58) *
Это вообще очень интересная тема - она отражает, как воспринимал мир древний человек и как мы воспринимаем его сегодня.
А для упражнений проще пользоваться грамматической категорией: если форма предмета в винительном падеже (кого? что?) совпадает с формой именительного (кто? что?), то это неодушевленное. А если не совпадает, то это одушевленное. Есть "плавающие" категории, когда предмет может восприниматься и как одушевленное, и как неодушевленное (микроб, например).

Чтобы восстановить это по грамматической форме, необходимо эту грамматическую форму знать. А чтобы ее знать, необходимо либо выучить все (что чертовски сложно), либо уметь определять одушевленность.
Именно поэтому детей учат определять одушевленность не согласно каким-то научным правилам, а по неким более абстрактным. Нет необходимости соотносить их с какой-то религией или здравым смыслом, достаточно уметь их воспроизводить, чтобы писать грамотно.
Почему важны правила, а не заучивание? Потому что существует целая категория существительных, которая является плавающей и в зависимости от смысла может применяться как с одним окончанием, так и с другим. Поэтому необходимо понимать принцип, а не знать форму. Это как в тригонометрии - можно убить кучу времени и запомнить все используемые формулы и всей душой ненавидеть тригонометрию, а можно помнить одну формулу и знать, что все остальное выводится из нее. Правило "занимает в голове меньше места", чем следствия из правила.

ЗЫ В английском этот вопрос решен проще. Все что подразумевает человека - одушевленное, все остальное (даже домашние любимцы и т.п.) - нет.
Mandey
Цитата(iMagus @ Feb 8 2016, 11:47) *
Труп лежит неподвижный. А мертвец - это зомбяк, фактически. В сказках с кладбища возвращаются не трупы, а мертвецы.

Кроме того, существуют идеоматические обороты, когда живых называют мертвецами. Трупами гораздо реже.

нет, об этом то я думал как раз, о чём выше и описал, после замечания Ениго. Но ты не доводы очевидные пиши, а читай её объяснение smile.gif. Да они проходят всячину по лит-ре, тех же отечественных писателей прошлого, но конкретно это был урок русского языка, точный как математика, а не несущий в себе абстракции художественной литературы, мифов и поверий.
Сказочник
Цитата(Mandey @ Feb 8 2016, 13:23) *
нет, об этом то я думал как раз, о чём выше и описал, после замечания Ениго. Но ты не доводы очевидные пиши, а читай её объяснение smile.gif. Да они проходят всячину по лит-ре, тех же отечественных писателей прошлого, но конкретно это был урок русского языка, точный как математика, а не несущий в себе абстракции художественной литературы, мифов и поверий.

Язык не является точным. В математике от неверных фактов постепенно отказываются. В языке не существует неверных фактов, весь язык, какой он есть, развивается со временем и со своими носителями, целенаправленным или случайным образом - неважно. Так, то, что еще двадцать лет назад было неверным - сейчас стало нормой и правилом. А то, что сейчас норма и правило - через двадцать лет может измениться.
И таки язык несет в себе кучу абстракций, мифов, поверий, традиций и образа мышления. Для свободно развивающегося языка это естественно и нормально. В этом смысл естественного языка - передавать образы. И если у разных групп людей возникают разные образы из-за различия их поверий, традиций, абстракций и окружения, то и образы со способами их передачи могут возникнуть разные.
Точным язык может стать лишь в результате искусственного создания. К примеру языки программирования. Если бы язык был точным, он был бы единым для всех людей (как язык математики).

ЗЫ Из-за этой неточности и возникает необходимость изучать язык чуть ли не дольше, чем все другие предметы. Живая, изменяющаяся, плохо структурированная система предлагает реальный вызов при попытках овладения ею. И таки литература - это тоже часть изучения языка, а не отдельный предмет.
Diaspad
QUOTE(Mandey @ Feb 8 2016, 13:23) *
это был урок русского языка, точный как математика, а не несущий в себе абстракции художественной литературы, мифов и поверий.

А о категориях одушевленное-неодушевленное и почему они взялись не обойтись без абстракций. Потому что, как я уже говорила, язык отражает мышление. В этой области он скорее ближе к философии, культурологии и литературоведению.
В лингвистике есть свои законы, но они касаются немного других вещей.

В этом-то и сложность школьной программы - что сложные вещи они пытаются так упростить, что они совершенно перестают быть понятны как детям, так и взрослым.
Mandey
Цитата(Diaspad @ Feb 8 2016, 14:03) *
А о категориях одушевленное-неодушевленное и почему они взялись не обойтись без абстракций. Потому что, как я уже говорила, язык отражает мышление. В этой области он скорее ближе к философии, культурологии и литературоведению.
В лингвистике есть свои законы, но они касаются немного других вещей.

В этом-то и сложность школьной программы - что сложные вещи они пытаются так упростить, что они совершенно перестают быть понятны как детям, так и взрослым.

труп - сгнил, мертвец нет... Современные дети знают что такое призраки, зомбаки и прочая нечисть чуть ли не с 4 лет, зачем говорить про разложение... и как с разложением вяжется фантастика и фольклор?
Diaspad
QUOTE(Mandey @ Feb 8 2016, 15:59) *
труп - сгнил, мертвец нет... Современные дети знают что такое призраки, зомбаки и прочая нечисть чуть ли не с 4 лет, зачем говорить про разложение... и как с разложением вяжется фантастика и фольклор?

Ну вот это уже вопросы к конкретной учительнице. По моему мнению, такое "объяснение" неправильно и только путает детей. Думаю, вы с этим еще не раз столкнетесь.
Enigo
Перумова все начитались и давай детишкам мозг выносить.
Mandey
Не думаю что она его читала...

Кстати продолжение властелина колец от Перумыча мне понравилось, вспомнил что ещё можно перечитать smile.gif, пошёл качать.
panurg13
Просто классика жанра- на поле лежали трупы мертвецов smile.gif
Для просмотра полной версии этой страницы, пожалуйста, пройдите по ссылке.
Русская версия IP.Board © 2001-2024 IPS, Inc.