Цитата(iMagus @ Oct 22 2014, 20:05)
Искусство 20 века было, в первую очередь, антитоталитарным и антивоенным.
Не совсем так. Главный лейтмотив - бессилие личности. Но так как СССР был не знаком для европейца, то бессилием они страдали от собственной капиталистической системы, т.е. бессилием перед гнётом "свободной, демократической" капиталистической системы. Чего как раз в СССР не было. У нас гнёт был, но более когерентный, явный, политический.
Так же страдали от бессилия перед опытом двух мировых войн, но этот феномен опять же имеет европейские (не российские корни), если уж и есть в этом какие-то виноватые. Другое дело, что воинственность\антивоинственность лучше всего можно увидеть в США. Не смотря на все заверения в миролюбивости идеологии\строя, большинство войн велось с их подачи.
Я, например, полностью согласен с этой статьей В БСЭ:
Цитата
Модернизм (франц. modernisme, от moderne — новейший, современный), главное направление буржуазного искусства эпохи упадка. Первым признаком начинающегося падения художественной культуры в наиболее развитых капиталистических странах было академическое и салонное повторение прежних стилей, особенно наследия Ренессанса, превратившегося в школьную азбуку форм. Такое эпигонство заметно в искусстве середины и 2-й половины 19 в. Однако на смену бессильному повторению традиционных форм приходит воинственное отрицание традиции — явление, аналогичное новым течениям в буржуазной политике и философии. На место мещанской морали становится декадентский аморализм, на место эстетики бесплотных идеалов, извлечённых из художественной культуры античности и Возрождения, — эстетика безобразия. Прежняя вера в "вечные истины" классовой цивилизации сменяется обратной иллюзией ложного сознания — релятивизмом, согласно которому истин столько же, сколько мнений, "переживаний", "экзистенциальных ситуаций", а в историческом мире — каждая эпоха и культура имеют свою неповторимую "душу", особое "видение", "коллективный сон", свой замкнутый стиль, не связанный никаким общим художественным развитием с другими стилями, одинаково ценными и просто равными. М. исторически сложился под знаком восстания против высокой оценки классических эпох, против красоты форм и реальности изображения в искусстве, наконец, против самого искусства. Это абстрактное отрицание является наиболее общим принципом т. н. "авангарда". По словам теоретика М. — испанского философа Ортеги-и-Гасета, новое искусство "состоит целиком из отрицания старого". Можно различно оценивать это движение, но существование определённой грани, отделяющей новый взгляд на задачи художника от традиционной системы художественного творчества, общепризнано. Спорят лишь о том, где пролегает эта грань — в 60—80-х гг. 19 в., т. е. в эпоху французского декадентства, или позднее, в эпоху кубизма (1907—14). литература модернистского направления оценивает эту грань как величайшую "революцию в искусстве". Марксистская литература, напротив, уже в конце 19 в. (П. Лафарг, Ф. Меринг, Г. В. Плеханов) заняла по отношению к М. отрицательную позицию, рассматривая его как форму разложения буржуазной культуры.
...
Судьба искусства выражает глубокое противоречие современной буржуазной цивилизации — господство громадной массы мёртвого абстрактного труда над миром конкретных потребительских ценностей и качественно различной работы людей, родственной искусству прежних эпох. По мере упадка творческой продуктивности былых времён художник всё более страдает от перегрузки мёртвым знанием готовых форм. Отсюда поиски формально нового, болезненный страх перед повторением того, что уже было, абстрактный культ "современности", неизвестный прежней истории искусства.
...
Во всём этом неизменно растёт раскол с "наивным реализмом" большинства людей, внутренняя полемика против отображения действительности нашим глазом. В теории М. принцип отражения жизни считается устаревшей схемой, а в практике его искусство теряет свои изобразительные черты, превращаясь в систему знаков, выражающих только позицию художника. И знаки эти должны быть как можно менее похожи на зрительную иллюзию. Так, в живописи, которая играет ведущую роль в процессе растущей модернизации художественной жизни, вместо красок появляются песок, цемент, дёготь, а затем и реальные предметы как таковые. В поэзии слово теряет значение экрана для передачи духовного содержания, приобретая ценность материального факта — звукового воздействия. В музыке устраняется разница между музыкальным тоном и обычным шумом жизни.
В общем и целом, всего это самоистязания сознания в советской жизни не было. Отдельные особо просвещенные личности, конечно, страдали от отсутствия западноевропейских культурных тенденций, но остальным было как-то "норм". Это привело к здоровому объективному восприятию реальности.
Ну а у них это привело к постмодернизму и доведению до совершенства бессмысленных, но ярких ("вкусных") изобразительных форм. К Леди Гаге, сникерсу, кока-коле и выкакиванию какашек на людях.